Фотографы Firefly Group: «Свадьба – это схема»

Posted on

00.jpg

Фотограф Антон Кузнецов

Редакция Marry Me, Rustem! продолжает испытывать на себе мастерство уфимских свадебных специалистов. На этот раз я покривлялась перед объективами дуэта Firefly GroupАлександра Биктимирова и Елены Шишкиной, а потом поговорила с ними о главном инструменте фотографа, положительных эффектах первого танца молодоженов, дресс-коде для гостей и свадебном бюджете.

01.jpg

Я довольна и непринужденным, спокойным процессом фотосессии, и ее результатом (получила именно то, что хотела!), и интервью, затрагивающим многие непростые темы. Мне даже захотелось продолжения диалога :) Если и вам интересно узнать больше о свадьбах и искусстве фотографии, обязательно посмотрите инстаграм @groupfirefly! А вот бонус к нашему интервью – 9 советов, чтобы свадебные фото получились идеальными. Кому лень читать много текста, те могут послушать ребят в моей любимой передаче WedWork.

002.jpg

­– Как вы пришли в фотографию? Вместе или каждый своим путем?

Лена: Нас свели танцы. У меня была непростая история с партнерами: мальчики, с которыми я танцевала, получали разные травмы и бросали танцы. Вот у очередного из них что-то случилось с коленом. Мой преподаватель заприметил Сашу, который как раз остался без партнерши, и мы стали вместе тренироваться.

Саша: В феврале четыре года назад мы участвовали в сальса-турнире. В конце, когда все собрались вместе для общего фото, танцор из Питера Федя Недотко оперся на наши плечи, подпрыгнул и сделал сальто назад. И повредил мне плечо!

Лена: Этого я уже не выдержала и бросила танцы, потому что искать другого партнера и смотреть, как с ним что-то случится, было выше моих сил! Я очень страдала и злилась на Сашу, что вот у него болит плечо и он не может тренироваться… Он уже тогда пробовал снимать – в основном вечеринки в клубах. Мою энергию куда-то надо было направить. Саша спросил, есть ли у меня фотоаппарат. Он нашелся где-то в шкафу под грудами одежды. Первое время я ходила и снимала сосульки, отправляла Саше на критику, он с видом знатока поправлял, где я ошиблась :)

03.jpg

Фотограф Юлия Франтова

Саша: Но вообще мы оба тогда снимали просто отвратительно! Тем не менее я решил, что хочу заниматься только фотографией и ею зарабатывать.

Лена: Летом 2013-го мы разместили где только можно объявления о съемке свадеб всего за 6000 рублей. Разумеется, клиенты повалили валом. На встречах мы показывали им даже не свадьбы, а какие-то портретики, студенческие выпускные и прочую фигню. Но мы были настолько восторженными и увлеченными своим новым делом, что люди нам доверяли. Готовые фотографии, что удивительно, их не разочаровывали, хотя были очень невысокого качества. Так было на каждом этапе нашего развития – клиенты оставались довольны. Они приходили на те работы, которые мы выгружали в сеть, и получали в итоге чуть-чуть получше, потому что за время между заключением договора и свадьбой мы успевали чему-то научиться.

1.jpg

Осенью я уволилась из педуниверситета, где преподавала высшую математику и готовилась защищать диссертацию. Когда мой научный руководитель услышал, что я ухожу в фотографию, он был потрясен.

Саша: Когда объявляешь, что будешь заниматься фотографией, хотя сам имеешь серьезное университетское образование, близкие крутят у виска, считая это блажью. «Пофоткает, денег не заработает и устроится на нормальную работу».

Лена: Моя бабуля первые два года раз в неделю железно звонила мне и спрашивала, не надумала ли я устроиться на «нормальную работу».

– Как объяснить такое отношение? Ведь свадебная индустрия и фотография в частности – большой и денежный бизнес.

04.jpg

Фотограф Игорь Цаплин

Лена: Я бы не сказала, что это бизнес. Просто работа, такая же нормальная, как любая другая. Фотограф заболел, у него проблемы в семье – все, фотограф не работает. Правильный бизнес так себя не ведет.

Саша: Есть ребята, которые ставят все на поток, открывают студии, на них работают другие фотографы – это уже бизнесом можно считать. У нас же это пока ремесло.

– Творчество, которое приносит доход?

Саша: Творчеством свадебную фотографию тоже не назовешь! На свадьбе мы занимаемся творчеством процентов на десять, если повезет. Наша главная задача – сделать качественный продукт, на который рассчитывает клиент. Если мы отдадимся потоку вдохновения, то, возможно, и наснимаем классных кадров, но рискуем пропустить что-то простое, не шедевральное, но значимое для молодоженов и их семей.

2.jpg

Лена: Само по себе творчество – это когда ты пробуешь, ищешь, и у тебя может получиться, а может не получиться. На свадьбе мы не можем такого допустить!

Поэтому свадьба – это схема. Как бы молодожены нам часто ни говорили, что наши серии не похожи друг на друга, но мы каждую пару снимаем по единой схеме, внутри которой возможны сотни вариаций. Это своего рода шаблоны. Но шаблоны – это не плохо. Плохо, когда они низкого качества и их мало.

Вот новый поворот

– У вас на сайте давно не появляются новые свадьбы. Почему?

Лена: Честно говоря, нас в нашем портфолио сейчас устраивают только две свадьбы.

– Почему вы так решили?

Саша: В прошлом году на нашем любимом ресурсе amlab.me Саша Амбалов запустил онлайн-университет свадебной фотографии. Собрались московские и питерские топовые фотографы, которых мы просто обожаем, и сделали трехмесячный курс с домашними заданиями, критикой, дипломными работами. Мы записались сразу же в первый поток.

Курс в целом был колоссальным опытом, но особенно одно задание от фотографа Алексея Малышева перевернуло наше сознание и заставило полностью изменить стиль. Мы поняли, что раньше снимали не то, что нам на самом деле нравится. И наконец-то нашли себя! Это был переломный момент, когда мы посмотрели новым взглядом на свое портфолио и поняли, что его нужно менять. Не потому, что фотографии плохие, а потому, что стиль несколько иной. Конечно, возникли сложности: мы хотели снимать по-новому, а большинство клиентов приходили на наши прежние работы. И нам было необходимо выдать такой же результат, как в старом портфолио.

5.1.jpg
5.2.jpg
5.jpg

Лена: Это случилось в середине прошлого лета. А многие пары заключали с нами договоры еще зимой, весной и хотели от нас нежную картинку, много постановки, цветов, декора и прочих красивостей, которые так привлекают невест.

Саша: Только две пары доверились нам на сто процентов. Их свадьбы и составляют наше актуальное на данный момент портфолио. Там мы оторвались по полной: снимали репортаж, движуху, не очень мягко, порой с ярким контрастным светом.

3.jpg
4.jpg

– Тогда хоть на словах опишите свой новый стиль, раз фотографий пока мало :)

Лена: Мы любим репортаж, естественную, контрастную картинку, такой цвет, какой примерно видим глазами. Кадры непринужденные, естественные, жизненные.

6.jpg

Семейные ценности

– Вы входите в группу свадебных профессионалов WedHappens. Почему вы решили объединиться и чем это может быть полезно для женихов и невест?

Саша: Самое прозаичное объяснение – чтобы держать примерно одинаковую цену и не демпинговать. Вторая причина – уверенность в наших партнерах и гарантия качественного результата совместной работы.

Лена: Я поясню на примере. Не секрет, что на свадьбе фотографы и видеографы работают бок о бок. Чтобы не мешать друг другу, нужно «притираться» не одну свадьбу. Знать, как снимает именно этот видеограф, понимать, что он сейчас будет делать и как тебе в связи с этим строить свою работу. Так складывается команда. С Ильей Куклиным или Русланом Насибуллиным мы уже понимаем друг друга без слов и на свадьбе действуем так, чтобы каждый выдал свой наилучший результат.

– То есть вы объединились по принципу цены и опыта совместной работы? А идеологии под этим никакой нет?

Лена: Безусловно, мы все разделяем понимание свадьбы как события личного, семейного. Это отражается и на стиле съемки, и на близком нам формате дня свадьбы.

Например, есть видеографы, которые свадебный клип строят из крупных планов. То есть снимают пару очень-очень близко, и получается, что фотограф в это время с ней работать не может никак. Приходится снимать по очереди, из-за чего первая половина свадебного дня растягивается по времени, превращаясь в долгую фотовидеосессию, когда ничего толком не происходит, а пара на своей свадьбе работает – работает на камеры.

Мы предпочитаем несколько иной распорядок, когда вещи, которые пара делает для своих воспоминаний, не занимают полдня: час утром, еще часик днем – все остальное время жених и невеста занимаются гостями и друг другом, гуляют и празднуют. Мы объединились с теми, кто, как и мы, против превращения свадьбы в бесконечную изнуряющую съемку.

7.jpg
8.jpg
9.jpg

Connecting people

– Что делать жениху и невесте, чтобы свободно чувствовать себя перед камерами? Как получить живые, движущиеся, естественные снимки?

Саша: Надо быть живым и двигаться!

Лена: Часто люди не нравятся себе на фотографиях и, как следствие, не любят фотографироваться, потому что привыкли к своему отражению в зеркале. Камера же дает не зеркальное, а перевернутое изображение. Оно выглядит чуть иначе, и это вызывает неприятие. Лучше перед свадьбой привыкнуть к себе «перевернутому»: снять лав-стори, просто пофоткать друг друга на телефон, научиться делать селфи.

Саша: А еще очень помогают танцы, знаю по собственному опыту. Вывод: танцуйте! Во время парного танца вы сблизитесь, научитесь красиво и органично прикасаться друг к другу, лучше чувствовать свое тело и друг друга, а на фотографиях вы будете выглядеть естественнее.

– Вы ловите моменты или командуете своими моделями?

Лена: Мы сторонники мягкого дирижирования: показываем позировку и просим что-то сделать, но не требуем абсолютной точности. Только так рождается правдивый кадр.

Конечно, хорошо, когда паре не надо ничего объяснять! Это бывает тогда, когда ребятам нравится друг с другом находиться, разговаривать, они просто наслаждаются своим днем, обществом друг друга, общаются и веселятся – тогда получаются настоящие эмоциональные снимки и самые шикарные свадьбы.

11.jpg
12.jpg

– Вы недавно снимали иностранные пары. Как вы с ними объяснялись?

Саша: Очень сложно было снимать из-за языкового барьера. Самыми первыми были испанец и американка, потом итальянец и испанка. Общались на ломаном полуанглийском-полуиспанском, друг на друге показывали, что им нужно делать. Третья пара, которую мы снимали в той поездке в Барселону, была русскоязычной. С ними нас прорвало и мы столько информации сообщили, что они восхитились: «Вы такие четкие инструкции даете!».

Тогда мы поняли, что для работы за рубежом в первую очередь нужно учить языки – без них чувствуешь себя инвалидом.

Лена: Инструмент фотографа – на 90% язык, все остальное – камера, обработка, свет. Опыт фотографии – это скорее опыт общения, чем только «щелк-щелк».

13.jpg
14.jpg

Цена и качество

– Сколько бы мы ни рассуждали о стиле, общности взглядов на суть свадьбы, все равно главным критерием выбора фотографа для молодоженов остается цена, верно?

Саша: Нет, конечно. Но большое количество пар, которые к нам обращаются, отсеиваются из-за цены. Причина и в стоимости наших услуг, и в том, что многие уфимские фотографы не считают, сколько они на самом деле стоят. Мы недавно об этом задумались и вычислили себестоимость одной свадьбы. Она складывается из расходов на технику, рекламу, обработку, обучение, отдачу материала и прочее. Получилось, что на съемку одной свадьбы у нас уходит около 29 тысяч рублей. Нам еще нужно самим на что-то жить! Так что мы уже не можем ставить себе цену ниже 45 тысяч.

– Почему же кто-то может снимать за меньшие деньги?

Саша: Начинающие фотографы часто не учитывают свои расходы, работают в ноль или даже в убыток, то есть все заработанное тратят на покупку новой техники, меньше вкладывают в продвижение и обучение. От этого напрямую зависит качество картинки.

Как правило, хороший фотограф – дорогой фотограф. У фотографа-профессионала должна быть возможность выкрутиться из любой сложной ситуации (вроде зала с ужасным светом), а эту возможность во многом дает техническое оснащение – это очень большие вложения, которые отражаются на цене специалиста. Также выручает опыт, но, чтобы его приобрести, нужно заплатить денег и научиться – или набить шишек и научиться. Мы предпочитаем первый вариант :)

15.jpg

Лена: А я понимаю тех, кто сравнивает цены и ищет посильные для своего бюджета варианты. По-моему, нормальная ситуация, когда пара тратит на фотографа свою месячную зарплату. Если человек получает 10 тысяч, зачем ему фотограф за 30-40 тысяч? Если даже он его пригласит за счет экономии на чем-то другом, хороших фотографий все равно не получится! Картинка складывается из многих деталей: невеста заказала топового фотографа, но купила блестящее платье со стразами, букет из киоска, накрасилась у подружки, банкет в столовой – и что тут сделает фотограф? Я утрирую, но смысл ясен.

Фотограф не всемогущ! Он может снять атмосферно, эмоционально, но сделать красивые кадры из некрасивой действительности – нет. Мы часто сталкивались с подобной проблемой, когда под декором площадки понимается только красиво оформленная арка и президиум. Чтобы показать красоту такой свадьбы, фотографам приходится снимать декор отдельно, тратить время и усилия, чтобы найти нужный ракурс и обмануть зрителя этими кусочками красоты. Сейчас с нами работает грамотный свадебный дизайнер Диана Алферова, которая знает, как собрать цельную картинку.

Когда дизайн свадьбы продуман от и до, время и усилия фотографа посвящены людям и их эмоциям, а не попыткам интересно снять несколько красивых вещиц.

– И что же, красивыми могут быть только свадьбы за миллион?

Лена: Если бы мы устраивали свадьбу для себя, то уложились бы в 300-400 тысяч. Этого было бы достаточно, чтобы арендовать просторный коттедж, оформить перед ним танцевальную зону с дощатым полом, огонечками, где-то рядышком на лужайке поставить стол, пригласить поваров, позвать человек 20 друзей и самых близких родных. И тут уже можно позволить себе дорогого фотографа, потому что есть единая концепция, красивое платье, флористика, антураж, интересный свет, отличное настроение, никаких лишних людей.

16.jpg

– Что еще портит уфимские свадьбы, на ваш взгляд?

Саша: Свадебным фотографам в Уфе нужно подтянуть репортаж. То есть многие не снимают (или просто не показывают) репортаж, а ведь это 80 процентов от всей свадьбы! Тем самым клиентам прививаются не совсем правильные ценности.

Лена: Еще одна боль почти у всех свадеб – внешний вид гостей. Вся картинка просто сыпется. Понятно, что гостям может быть неудобно специально подбирать наряд на свадьбу в стиле Гэтсби, к примеру. Но в каком-то определенном цвете выдержать свой гардероб, подобрать праздничную одежду, а не брюки и клетчатую рубашку, в которых обычно ходишь на работу – это признак культуры и уважения к паре, которая со своей стороны очень много вложила в этот праздник.

10.jpg